Как не стать жертвой преступлений в социальных сетях

На сегодняшний день в молодёжной среде мы вряд ли найдем тех, кто не был бы зарегистрирован «ВКонтакте», «Фейсбуке», «Инстаграмм», каких-либо тематических форумах или иных площадках для виртуального общения. В целом это норма, ведь человек живет в обществе и стремится общаться. Однако некоторая неопытность, наивность и доверчивость порой приводят к негативным последствиям.

Социальные сети, форумы, блоги – это среда с практически мгновенной скоростью распространения информации и довольно сильным эффектом памяти (содержимое многих социальных ресурсов индексируется и доступно из поисковиков). Кроме того, растет индекс доверия к этим источникам информации.

Основная проблема социальных сетей – это доверие к тем, кто внесен в список «друзей». Бездумное предложение «дружбы» от неизвестных или малоизвестных людей может привести к драматическим последствиям. Очевидно, что уровень доверия к тем, кто находится в списке «друзей», по определению всегда будет выше, чем к случайным людям. С одной стороны, это хорошо, так как формирует лояльную аудиторию вокруг человека, но с другой стороны, открывает двери для злоумышленников.

«Дружеский» стиль общения, распространенный в социальных сетях, обманчив. Он может создать ложное ощущение, что вокруг только друзья и доброжелатели, с которыми можно делиться любой информацией.

Очень хорошо отсутствие культуры общения, а точнее, наличие антикультуры раскрывает такое явление, как «троллинг». На интернет-сленге троллинг (от анг. trolling –ловля рыбы на блесну) – это намеренно агрессивное, хамское, провокационное, оскорбительное поведение в интернет-дискуссии. Цель тролля (тролль – это тот, кто занимается троллингом) – вывести собеседника из равновесия, разжигание склок в дискуссиях, провоцирование взаимных оскорблений и т.д. Помимо этого, виртуальность вызывает эффект «онлайн-растормаживания», благодаря которому люди позволяют себе в Интернете такое поведение и высказывания, которые никогда бы себе не позволили в реальном мире.

Общение в сети, точно такое же общение, как и в обычной жизни, с той лишь разницей, что дети порой доверяют «виртуальным друзьям» гораздо больше, чем реальным. Особенно это обостряется в тот момент, когда у подростка возникают проблемы в реальной жизни или в общении со сверстниками. В сети очень быстро находятся «сопереживающие» и «советующие». Отсюда и возникают такие известные движения как «Синий Кит» (когда подростка склоняли к совершению самоубийства) или «Колумбайн» (когда ребенка подталкивали на совершение физических расправ над учителями, учащимися или просто незнакомыми людьми).

Для этого используются специально созданные группы, а также особые хэштеги–«куратор». «Куратор» дает школьнику инструкции: что нужно делать, чтобы присоединиться к игре. Участники этих «групп смерти» ассоциируют себя с китами – высокоразвитыми животными, которые якобы осознанно совершают массовые самоубийства, выбрасываясь на берег. Способность на самоубийство привязывается к внутренней свободе. Картина издыхающих китов некрасива, поэтому в сообществах эти «свободные» киты летают. Из групп смерти поклонники «моря китов» и «тихих домов» репостят (пересылают друг другу) видео и графику с летающими китами под медитативные звуки. Детям предлагают пройти экзамен – повредить себя, а потом предоставить фото и видео этого для вхождения в группу.

Зачастую злоумышленники ведут очень долгую и дружескую переписку, находят слабые места, втираются в доверие, становятся лучшим другом или подругой, делают вид, что понимают собеседника лучше всех на свете, а потом, понемногу начинают склонять к тем либо иным действиям, манипулировать или шантажировать. Преследуя эти цели, злоумышленники порой используют фотографии «друзей» из профиля подростка, чтобы создать дубликат страницы этого «друга» и якобы от его имени уже вести переписку.

Обезопаситься от этого можно лишь развивая критичное отношение к собеседникам в сети и их словам, проявляя не меньшую осторожность, чем в обычной жизни. Не следует выставлять всю свою жизнь напоказ, гонясь за мнимой известностью, «лайками» и комментариями и, конечно же, следует понимать, что слова, написанные в личных сообщениях, отправленное фото и иные сведения, могут стать инструментом, который позволит манипулировать собеседником.

поделиться в: