Приёмы для улучшения понимания обращённой речи у детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

Общайтесь с ребёнком без посторонней речи

 

У детей с РАС часто наблюдаются проблемы в понимании речи. Это приводит к слабому слуховому вниманию. Малейшая посторонняя речь, даже пение на фоне - всё, вы ребёнка потеряли.

Если ребёнок смотрит телевизор, играет в какую-нибудь игру с говорящим планшетом, не нужно пытаться с ним общаться и что-то объяснять в этот момент. Одновременная речь от мамы и телевизора/телефона/планшета только создаст у ребенка в голове кашу. В результате он не поймёт ни что вы хотели сказать, ни что хотел сказать телевизор.

Негативно действует даже фоновый шум. То есть, у вас включен ТВ, радио фоном, ребёнок не смотрит, а бегает и во что-то играет - бесполезно в этот момент пытаться с ним говорить и уж тем более что-то объяснять.

Чтобы ребёнок вас услышал, ему необходимо слышать только вас. Поэтому если нужно пообщаться с ребенком, нужно выключить все посторонние источники речи.

 

Говорите на 1-2 слова больше, чем говорит ребёнок

 

В повседневной речи родители, прекрасно понимая, что с речью все туго, тем не менее, часто допускают ошибки в общении.

Ребёнок не говорит и не понимает, а ему что-то многословно объясняют,

используют сложные речевые обороты. Это неправильно потому, что такие объяснения не достигают своей цели.

Через 2-3 слова от начала объяснения мозг ребёнка отключается от

разглагольствований родителя. В итоге ребенок слышит не объяснения, а бесконечный поток бла-бла-бла.

Есть очень хорошее правило, чтобы добиться максимального понимания у детей с РАС: говорить на 1-2 слово больше, чем говорит сам ребёнок.

Например, "Дай кубик" - идеальная инструкция ребенку, который плохо понимает речь. А вот развёрнутые объяснения типа: "Дай мне синий кубик с кошкой вон в том углу" плохая идея потому, что к концу предложения внимание ребенка уже отключится.

Поэтому, если ребенок совсем молчит, значит и мы говорим только 1-2 слова. Если говорит хотя бы одно слово - можно уже использовать предложения на 2-3 слова, и так далее.

Не надо читать книги "чтобы развивалась речь", если саму речь ребенок не понимает

 

Часто родители детей с РАС жалуются:

"Я читаю книжку, сказку, пытаюсь развивать, а ребёнку не нравится - он психует, вырывает её из рук".

Пока ребёнок не начинает более-менее понимать речь, читать ему книжки бесполезное занятие. Поток слов из книжек для непонимающего речь ребенка выглядит не как интересная информация, которую надо бы сесть и послушать, а как бессмысленный шум.

Именно с этим и связаны психи детей - они НЕ ХОТЯТ слушать то, что они не понимают, и не видят в этом смысла. А мама же ещё часто настойчиво пытается усадить со словами "Давай послушаем", "Ой, посиди", чем вызывает ещё больший негатив.

Проблема с книжками связана с тем, что во время чтения мама говорит слишком много слов сразу, а мозг пока не может всё это нормально обработать. В итоге чтение только раздражает ребёнка.

Стоит ли совсем отказываться от книг? Нет! Читать книги можно и нужно, но по-особенному. Для ребёнка с РАС, который не понимает речь или плохо понимает, прослушивание книги требует коррекции со стороны взрослого:

  1. По ходу чтения надо упрощать текст, вычёркивая незначительные, лишние слова;
  2. Нужны частые паузы на 1-2 секунды между словами, чтобы ребенок успел обрабатывать информацию;
  3. Нужно чередовать чтение с показыванием картинок;
  4. Эмоциональное и выразительное чтение, чтобы внимание не отключалось.

Нельзя детям с РАС сразу говорить классическое предложение типа: "Жили-были дед и баба и была у них курочка Ряба".

Должны быть остановки и упрощения: "Жили дед *пауза, показываем на деда, если есть картинки* и баба * пауза, показываем бабу* и была у них *пауза + фразу "у них" произносим с восторгом, будто ничего великолепнее никогда на свете ни у кого не было* курочка Ряба! *говорим выразительно, с ударением, показываем курочку*".

Вот тогда есть шанс, что ребенок и послушает, и поймет и даже со временем попытается пересказать сказку.

Говорите медленно, тоном чуть тише обычного

 

Для таких детей бесполезно повышать голос и тараторить.

Если родитель использует 1-2 слова, как положено, но при этом говорит слова быстро, у ребёнка даже эти 1-2 слова могут смешаться в неразборчивую кашу.

А громкая речь растормаживает и без того плохое внимание у ребёнка.

Хуже громкой речи только крик. Иногда родители начинают повышать голос и кричать на ребёнка, потому что он не понимает, а они уже устали и их это злит. Это понятная реакция - мы все не святые, а уж с особыми детьми часто ещё и нервы сдают. Но всё равно следует стараться себя держать в руках, так как это путь в никуда.

И не из-за прописной истины о том, что кричать на детей плохо. А потому, что от крика ребенок начинает бояться и страх выключает те остатки понимания, которые у ребенка ещё есть.

поделиться в: