Как правильно выстроить работу над домашним заданием учащегося с РАС

С какой целью задается домашнее задание?

Обычно говорят, что домашняя работа - это отработка и закрепление полученных навыков, подготовка к самостоятельному выполнению заданий. Но это не всё. Главная задача работы дома - научить использовать навык, полученный в одной ситуации, в одних обстоятельствах, - в любом другом месте. Особенно это важно для «особых» детей, у которых действие связано с контекстом еще сильнее, чем у нейротипичных. Одно дело сложить два и три за партой, другое - дома. Но ведь мы хотим, чтобы ребенок мог складывать не только за партой, но и дома, и на прогулке, и в магазине. А значит, нельзя привязывать навык только к школе, нужно расширять области его применения.

Миссия родителя в выполнении домашнего задания - создать условия для того, чтобы когда-нибудь, постепенно, ребенок начал выполнять свою работу сам. Не сразу. С той скоростью, с какой может освоить каждый конкретный навык именно этот ребенок. Но если не начинать двигаться в эту сторону, если не прилагать к этому усилий, самостоятельность не придет сама, ни в 12, ни в 14 лет.

Чтобы ребенок учился самостоятельности, ему надо помогать во всем, с чем он объективно не справляется сам, и отходить в сторону, (может быть, сначала на секунду), когда у него самого получается любое целенаправленное действие. И каждый завершенный этап нужно обсудить с ребенком, обращая его внимание на то, что сделано, подкрепляя ощущение достигнутого результата. Необязательно это будет само домашнее задание. Вначале на ребенка можно возложить подготовку к выполнению задания: «доставай математику, да, вот она, клади на стол...». Потом «достань математику, напиши в тетради сегодняшнее число и «домашняя работа». Затем «посмотри, какие номера вам заданы...» и постепенно «ну вот, мы все обсудили, теперь переписывай решение из черновика...»... И наконец для общей деятельности родителя и ребенка может остаться только случай, где ребенок что-то не понял, а поиск задания, изучение заданного, оформление решения, складывание сделанных уроков в папку и в портфель потихоньку станет самостоятельной рутиной. Но не стоит спешить. Даже у самого способного нейротипичного ребенка все эти действия не смогут закрепиться меньше, чем за пару учебных четвертей. Ребенку с РАС, очевидно, понадобится гораздо больше времени.

Слова «Домашнее задание» не должны ассоциироваться у ребенка с чем-то неприятным. Нельзя наказывать выполнением домашнего задания. Ни ребенка, ни окружающих. Чтобы у членов семьи не было ощущения «о, сейчас опять начнется эта каторга», имеет смысл:

  1. Организовать пространство и время выполнения заданий так, чтобы по возможности не мешать никому из домашних (не тогда, когда все идут ужинать или смотреть кино, и не там, где папа пытается почитать новости);
  2. Исходить из того, что выполнение уроков - это нужное дело, достойное уважения. Ребенка, который занят уроками, нельзя отвлекать на «более важные» домашние дела. И тем более не стоит использовать домашнее задание в качестве наказания за проступки.

У ребенка должны быть визуальные опоры для выполнения уроков. Особенно это нужно детям с РАС, им часто недостаточно дневника. Разместите на стене рядом с расписанием уроков алгоритм действий: проверить, какие уроки заданы, достать материалы для выполнения урока...

Какие принадлежности могут понадобиться?

Проследите, чтобы все школьные принадлежности имели свое место, приучите ребенка держать их там и только там. Может быть полезным завести отдельные папки разного цвета для каждого предмета и хранить в папке все, что к предмету относится (это поможет и в школе, чтобы не искать отдельно тетрадь, отдельно учебник). На каждой папке можно написать, что в ней должно лежать, чтобы ребенок мог проверить, все ли положил для каждого урока.

При проверке выполненного задания всегда найдите, за что ребенка похвалить. Может быть, это будет одна-единственная буква, но обязательно скажите о ней. Хвалить надо не «вообще», а каждый раз уточнять, за что именно. Какая красивая эта буква! Ты написал целое предложение!  Ты разделил 279 на 3 и не ошибся! Так, чтобы закрепить радость от достигнутого.

Если результат хоть чуточку улучшился относительно вчерашнего, если есть любой прогресс, обязательно отметьте его: было 15 ошибок, стало только 10 - ого, как много правильных слов! Фиксация на удачных элементах помогает ребенку запомнить именно то состояние, когда он старался, постепенно «поймать» его и научиться воспроизводить, то есть научиться сосредотачиваться. А ведь именно способность сосредоточиться по волевому усилию – одно из важнейших умений, которое человек выносит из школы. Каждый раз, когда вы хвалите ребенка за то, что он постарался и у него получилось, вы делаете для него все более знакомым и приятным состояние сосредоточенности.

Организуйте последовательность выполнения уроков.

Последовательность работы должна быть адаптирована к темпераменту конкретного ребенка и к тому, какие предметы даются ему легче. Ребенку, быстро выдыхающемуся, надо начинать с трудных для него уроков, а легкие делать потом. Тому, кто медленно втягивается в рабочий процесс, напротив, лучше начать с простого, а потом перейти к сложному.

Однако вы можете варьировать эту последовательность, если состояние ребенка отличается от обычного (устал, недавно болел, чем-то взбудоражен), так, чтобы самый сложный урок пришелся на время его максимальной работоспособности. Постепенно ребенок сам начнет понимать, с чего лучше начать, а что оставить напоследок.

В выполнении домашнего задания так же, как и в школьных занятиях, нужны перерывы. Перерыв нужно делать не тогда, когда ребенок устал, а чуть раньше. Для этого вам придется внимательно наблюдать какое-то время, пока вы не поймете примерно, сколько может работать подряд именно ваш ребенок. Может быть, это будут три минуты, а то и две. Значит, заканчивать надо за полминуты до этого, пока ребенок не почувствовал изнеможения. В перерывах между уроками нежелательно лежать, читать и тем более смотреть телевизор или играть в гаджеты. Напротив, полезно подвигаться, поиграть (добавим привлекательности процессу выполнения уроков!) со взрослым, в это же время можно открыть форточку, чтобы проветрить. Сюда же можно заложить упражнения для пальчиков и глаз в игровой форме, логопедические упражнения. Но переменку не стоит затягивать больше, чем на 3-5 минут, чтобы ребенок не «выпал» из ощущения, что он делает уроки.

Выполнение домашних заданий можно моделировать.

Если ребенок охотно играет в ролевые игры, полезно поиграть в то, что это вы сделали домашнюю работу, а ребенок ее проверяет. Можно играть с уже сделанной им домашней работой, а можно выполнить ее самим (конечно, не в настоящей школьной тетради) и отдать на проверку «учителю». Тут важно помнить, что игра транслирует ребенку представление о том, как работает социальный процесс учебы, поэтому вы будете играть ХОРОШЕГО ученика. Отличницу (или отличника). Пусть ребенок с удовольствием поставит вам большую жирную десятку красной ручкой! Кстати, при проверке чужих тетрадей правила запоминаются ничуть не хуже, чем при выполнении работы, так что не считайте игровое время потерянным - оно окупится.

Для детей с РАС особенно важно качество учебных материалов. Будьте внимательны к тому, какая ручка удобна для ребенка: тонко или густо пишет, на мажет ли? Толстые или тонкие карандаши ему удобнее держать? Предпочитает ребенок гладкие, мелованные, или наоборот, шероховатые листы в тетради? Какие обложки выбирает: однотонные или с рисунками?

Вполне может быть, что любимые персонажи сделают тетрадь значительно более привлекательной и ценной в глазах ребенка.

Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на звуки во время выполнения домашней работы. Если звуки отвлекают, мешают, почему бы не попробовать работать в наушниках? Или если ровный, жужжащий фон, или камертон, или классическая музыка помогают сосредоточиться - используйте их. Ребенку с РАС могут помочь подвижные объекты под ногами: колючие шарики, чтобы их катать, деревянные массажеры. Во время чтения заданных материалов, когда не нужно писать, легко отвлекающемуся ребенку могут помочь четки (необязательно покупные, можно просто нанизать разные бусины на крепкую надежную нитку).

Возможно, главное.

Не сердитесь на ребенка, если результат его трудов значительно отличается от того, что вы хотели бы видеть.

Не сравнивайте успехи вашего ребенка с тем, как справлялись с теми же заданиями вы сами, ваши другие дети, его одноклассники или дети ваших друзей.

Сравнивайте, даже для себя, его сегодняшние результаты с его же результатами из прошлого. Есть динамика за месяц? Есть динамика за год? Если есть, то вы и ребенок все делаете правильно. Если динамики нет, то сердиться тоже нет смысла, а нужно обсуждать со специалистом, чем помочь ребенку в каждом конкретном случае.

Пусть для ребенка домашнее задание будет временем, проведенным вместе с любимым взрослым человеком в совместных трудах и с совместными успехами, тогда со временем перспектива поработать над чем-то новым будет восприниматься как более желанная.

поделиться в: