Обогащение и активизация словаря (вместо логопеда – родители)

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).  Логопед говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее логопед играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду. Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди:

Нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот».  Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).  Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).  Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).  Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!  Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).  Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»). 

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).  

Логопед называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил логопед, т.е. закончить фразу. Сахар сладкий, а лимон ...  Луна видна ночью, а солнце ...  Огонь горячий, а лед ...  Река широкая, а ручей ...  Камень тяжелый, а пух ...  Обыграть это можно следующим образом: логопед говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем. 

Игровое упражнение «Скажи по-другому» 

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).  Логопед говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели. Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу. Какое слово повторилось два раза? (идет). Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому. Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому. Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает). Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания: Чистый воздух (свежий воздух).  Чистая вода (прозрачная вода).  Чистая посуда (вымытая посуда).  Самолет сел (приземлился).  Солнце село (зашло).  Река бежит (течет, струится).  Мальчик бежит (мчится, несется).  Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).   

Игра «Какой предмет?» 

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.  Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов. Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...  Красное — платье, яблоко, знамя, ... 

Игровое упражнение «Отгадки-загадки» 

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза) Лохматый, косолапый…. Голодный, серый, злой…. Яркое, теплое… Серый, маленький, колючий… 

Игровое упражнение «Кто как ест?»                               

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д. Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»- Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д. 

Игровое упражнение «Путаница» 

Из каких слов образовались: ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла ЧЕСЛУК – чеснок и лук РЕПУСТА – репа и капуста Помоги разобраться.    

Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову? 

Например,: кнопка 1)    для прикрепления бумаги к доске; 2)    можно бросить в окно, чтобы подать сигнал; 3)    сдать в металлолом; 4)    провести маленький круг 5)    положить на стол и т.д. Гвоздь - …, ботинок -…, шнурок - … 

Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя. 

Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -… Дом – крыша, книга - … Птица – яйцо, растение - … Хорошо – лучше, медленно - … Школа – обучение, больница -… Человек – ребенок, собака - … Пальто – пуговица, ботинок - …  

Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая; У мальчика длинные ноги - длинноногий  

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда?) … Мише стало грустно (отчего?) … Миша обрадовался (когда?) …   

Игра «Кто больше запомнит, что из чего сделано? 

Дети по памяти называют металлические, бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

поделиться в: