Фонематический слух-основа правильной речи

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

   Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении письму.

   Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух.

   Для начала, потренируйтесь с ребёнком выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание мызыкальных инструментов, пение птиц и др.) и только потом нужно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребёнок должен различать такие понятия, как гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твёрдые звуки.

 

Игры на развитие фонематического слуха:

- придумай слово со звуком…(например, С);

- определи в слове первый, последний звук;

- разложи вещи по полкам – на первую полку положи картинки, в названиях которых звук находится в начале слова, на вторую – в середине, на третью – в конце;

- «собери овощи в лукошко» - собирая овощи ребёнок должен последовательно перечислить все звуки, из которых складывается их названия.

   Нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слов – суффиксов, префиксов и так далее.

    Некоторые сложности возникают у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки.

    Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

поделиться в: